Учёные давно занимаются разноплановым обучением искусственного интеллекта, однако лишь недавно они посягнули на святое святых, Субъективнейшую Субъективность Человечества – оценку женской привлекательности. Сама по себе постановка такого вопроса уже забавна, ведь как таковая оценка женской красоты, хоть и имеет определённые каноны для каждой культуры, в любом случае опирается на эту самую субъективность мнения. Впрочем, столь тонкий этический вопрос можно сформулировать и по-другому:
Обладает ли человек исключительным правом на свой субъективизм?
Смешной вопрос, не правда ли. Особенно применительно к "мнению" искусственного интеллекта, высказанному по поводу дел человеческих, сугубо личных и даже интимных, вроде женской красоты. Несомненно, слова Энди Урохола о праве каждого человека на свои 15 минут славы актуальны нынче как никогда. Но мне кажется, что далеко не каждого человека, добравшегося "до прямого эфира" (нынче это не так уж сложно; "трибуной", например, может служить любая социальная сеть), найдётся сказать что интересное для почтенной аудитории – столь интересное, чтобы это мнение действительно чего-то стоило. Что уж там говорить о мнении искусственного интеллекта?
И всё же, что будет, если предоставить компьютерам высказаться по столь щепетильному вопросу – получится ли из этого что-то действительно путное? Что ж, в современном мире нет столь абсурдной идеи, чтобы не нашёлся научный коллектив для её исследования – в делах, столь близко стоящих с многомиллиардным рекламным, косметическим и пр. бизнесами даже отрицательный результат способен наделать много шума.
Словом, такие учёные нашлись в Университете Тель-Авива (Tel Aviv University). Более того, по данным недавней публикации в научном журнале Vision Research, эксперимент группы исследователей под руководством Амита Каджана (Amit Kagian), магистра компьютерных наук, преследовавший цель обучить компьютер распознавать женскую привлекательность, закончился успешно.
В работе, опубликованной Каджаном в соавторстве и под руководством профессоров Эйтана Руппина (Eytan Ruppin) и Гидеона Дрора (Gideon Dror), рассказывается о проекте как о примере удачного сочетания совершенно разных миров – компьютерного программирования и психологии, поскольку многоплановые исследования на стыке нескольких наук нынче представляют собой своеобразный "конёк" учёных Тель-авивского Университета.
Разумеется, финансирование подобных проектов в серьёзной академической среде вряд ли хоть где-то в мире носит тривиальный характер "на потеху публике". Так и в случае с исследованиями израильских учёных: помимо дальнейшей эволюции компьютерного интеллекта – хотя и в столь деликатных областях, исследователи преследуют вполне прикладной интерес. Например, такое программное обеспечение в перспективе сможет быть широко задействовано в пластической и реконструктивной хирургии, а также в качестве ядра систем визуализации для распознавания лиц и ряда других технологий.
И всё же, о каких таких "оценках" женской красоты можно говорить на этапе, когда компьютеры с трудом научились лишь идентифицировать некоторые черты лица, различать базовые эмоции да с горем пополам отличать мужское лицо от женского?
И всё же учёные настаивают на серьёзном прорыве. По словам Амита Каджана, разработанные его группой программное обеспечение позволяет компьютеру давать именно эстетические оценки. То есть, как люди, с той лишь разницей, что не каждый из нас сможет вразумительно перечислить опорные точки и абстрактные понятия, использованные в подсознательном процессе умозаключения тех или иных оценок.
На первом этапе своих исследований израильские учёные привлекли к работе опросную группу из 30 мужчин и женщин, которым были представлены 100 различных женских лиц европеоидного типа, примерно одного возраста. Каждому из участников эксперимента было предложено оценить красоту каждого лица по 7-балльной шкале – от 1 до 7, при этом не требовалось никаких объяснений причин выбора.
Собранная статистика была введена в компьютер, обработана и проанализирована, в результате чего была создана графическая модель характерных черт лица. Среди критериев для создания этого многомерного массива данных учитывались такие функции как, например, симметрия лица, гладкость кожи, цвет волос и так далее. Таким образом, обучение интеллекта машины происходило на базе статистики, собранной по предпочтениям людских предпочтений, при этом компьютер оценивал соотношение тех или иных характеристик лица с проставленными оценками.
После этого машине "подкинули" для оценки комплект новых изображений с другими лицами. Результат, по словам Каигана, был потрясающий – оценки, выставленные компьютером, оказались довольно близки к тем, которые были проставлены людьми из контрольной группы.
В принципе, создание математической модели того или иного явления на базе статистических данных – дело не новое. Так попытки применить математику и геометрию для оценки человеческой красоты предпринимались более двух тысяч лет назад блестящим математиком и философом античности Пифагором. Именно он первым из ныне известных учёных использовал термин "золотое сечение" и связал его с привлекательностью человеческого тела. По крайней мере, сам Амит Каджан, по его словам, искренне верит в существование и природную суть некоторых универсальных канонов красоты в качестве этакой эстетической трактовки Универсальной Истины.
Что же останавливает людей на пути поиска окончательной и непреложной Формулы Красоты? По словам Каджана, дело в том, что каждый из нас находится в сетях своих собственных предубеждений, предвзятых суждений (я бы ещё добавил – предрассудков), что составляет персональную точку зрения, порой весьма далёкую от этого самого идеала.
Так или иначе, но можно сказать, что эксперименты группы учёных Каджана в какой-то мере успели посрамить человечество перед машинами, не так ли? Даже неловко как-то: неужели люди столь предсказуемы? Что, сливаем, гуманоиды? Сначала шахматы, потом стихи (пусть и спорного качества), а теперь что, роботы заменят бильд-редакторов и будут решать, кто же будет улыбаться нам с обложки следующего номера любимого журнала?
Не будем спешить со столь неутешительными оценками. Тем более что по словам Каджана, одним из следующих этапов обучения интеллекта машины станет распознавание… мужской красоты. По его словам, этот этап станет гораздо более сложной задачей, поскольку множественные исследования психологов до сих пор не привели к единому общему знаменателю в таких оценках. Иными словами, даже люди пока не смогли договориться, что же это такое – "мужская красота".
Кстати, сам Каджан не планирует служить моделью для этого эксперимента. "Иначе машине, вполне вероятно, попросту снесёт крышу", усмехается он.
На посошок (традиционное ворчание)
Вот так. Спасибо весёлому учёному, который скрасил нам несколько минут своей интересной новостью. Если интересно моё мнение, то скажу точно: я рад за израильских учёных, и уверен, что их разработка вполне сойдёт для рекламного и модельного бизнеса, автоматизации бестолковых конкурсов красоты и прочей масс-культуры уровня плинтуса многих попсовых развлекательных и музыкальных каналов.
Но… вряд ли всё это имеет отношение к настоящей оценке женской красоты и привлекательности. Вполне возможно, и есть какой-то смысл лезть со штангенциркулем в оценку побуждений человека на уровне инстинктов, но какое всё это может иметь отношение к тому, что мы испытываем к по-настоящему любимым людям? Разве можно учесть всю гамму чувств, основанную на памяти о словах, прикосновениях, взглядах, эмоциях? Не думаю.
Так что, как бы ни были привлекательны успехи искусственного интеллекта в распознавании, какие бы методы они не использовали, но лезть в настоящие человеческие чувства им пока рановато. В конце концов, пусть для начала научатся хотя бы сносно распознавать человеческую речь.
Источник: American Friends of Tel Aviv University