Пожалуй, более популярного высокотехнологичного устройства, чем мобильный телефон, сегодня уже не сыскать. За последние несколько лет сотовый телефон все активнее аккумулирует в себе различные функции и возможности, отбирая долю рынка у специализированных устройств. Сначала под удар попали недорогие бюджетные фотокамеры. Еще пару лет назад камера в телефоне воспринималась как игрушка, поскольку сделанные ей снимки были более похожи на замутненные и обесцвеченные этюды Ван Гога. Сейчас во многих современных моделях используется именитая компактная оптика совместно с современными многопиксельными матрицами, что с успехом составляет конкуренцию любой стодолларовой «мыльнице». Затем произошла атака на компактные MP3-плееры. С появлением коммуникаторов резко стали сокращаться продажи КПК и появление новых моделей. А интеграция GPS-функций теперь нависла темной тучей над только что развернувшимся во всю рынком навигаторов.
Сдерживает все эти рынки от тотального сокращения только лишь цена на устройства all-in-one. Но, как известно, цены на все высокотехнологичное оборудование постепенно снижаются, и есть вероятность, что все вышеперечисленные специализированные устройства через несколько лет станут узконишевыми. Но не будем углубляться в прогнозы – это дело аналитических агентств, а узнать ближайшее будущее можно более простым путем – посмотреть, на что делают ставку лидеры индустрии (производители), которые непрерывно сотрудничают с аналитиками. А попутно и поразмыслить, примет ли рынок все это? Ну а основой наших размышлений станут материалы с недавно прошедшего в Амстердаме форума Nokia World 2007, который собрал более 2700 человек со всего мира.
Экологичность
Начинать разговор с данной темы в стране, которая пока даже не сортирует мусор, нелогично. Полагаю, что некоторые уже пропустили эту часть. Однако нужно понимать, что это ждет нас в самом ближайшем будущем. Это то, чему нас никто не учил, но с чем мы уже столкнулись в разной степени. А потому интересно, как к этому вопросу подходят европейцы, и насколько в этот процесс вовлечены производители.
На вступительном докладе президент и генеральный директор Nokia Олли-Пекка Калласвуо (Olli-Pekka Kallasvuo) особенно подчеркнул стремление Nokia способствовать развитию тенденции к созданию более экологичных продуктов. Но в саму концепцию экологичности Nokia вкладывает куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Разумеется, все модели телефонов создаются исключительно из экологичных материалов, за чем очень строго следят внутри компании еще на стадии разработки. В 2005 году Nokia 5140i стала первой трубкой, соответствующей директиве RoHS. C 2006 года ей соответствуют уже все трубки, плюс компания полностью отказывается от использования поливинилхлорида (PVC) в зарядных устройствах и телефонах, а на самом форуме была презентована самая экологичная трубка – Nokia 3110 Evolve. Она на 55% состоит из перерабатываемых материалов.
И как театр начинается с вешалки, так покупка – с упаковки.
В том же 2006 году компания создает более компактную упаковку (на 54% меньшего объема) для мобильных телефонов. Математика проста: в этом году будет поставлено 250 млн сотовых телефонов в новых упаковках, на что потребуется меньше материалов (картона и др.), почти вдвое меньше грузовых перевозок (меньше сожженного топлива). В дальнейших подсчетах компания озвучивает цифру сэкономленного в 100 млн евро ежегодно.
Хитрые маркетинговые умы идут дальше и демонстрируют нам такую картину:
Чем более высокоинтегрированным является устройство, тем экономичней оно получается. А если откинуть маркетинг в сторону, то можно увидеть, что компания озабочена созданием более экономичных зарядных устройств для сотовых телефонов. Правда, пока основная экономия заключается в информировании владельца о том, что телефон заряжен, после чего владелец отключает его от сети, чем и экономит около 0,3 Вт/ч, поскольку само зарядное устройство, будучи подключенное к сети, тоже потребляет энергию. Однако со временем зарядники тоже становятся более экономичными:
Кому-то это все покажется мышиной возней, разве что кроме «фокуса» с коробками. Но ваш покорный слуга, мимолетно заглянув дома в шкаф, где хранятся зарядники повседневного пользования для различных устройств, насчитал таковых аж 12 штук! А сама Nokia исчисляет их уже миллионами…
Не забыта и переработка. Сейчас, по данным компании, около 2% ставших ненужными трубок люди сдают на переработку в специальные пункты сбора. В России таковых Nokia не имеет, а посему пока нет смысла говорить о рентабельности затеи. Но если взять мерку маркетологов, то можно задаться вопросом, сколько надо сжечь горючего для того, что бы пользователю довезти тот же ненужный телефон хотя бы до контейнера? Вывод можно сделать такой: природу сбережем тогда, когда все это будет делаться массово. Однако, начинать тоже когда-то надо, и, как водится, с малого.
Конвергенция мобильных технологий и Интернета
Пожалуй, это самый главный тренд на сегодняшний день. Для многих жизнь уже невозможна без интернета, новостей, блогов, доступности информации. Постановка всего вышеперечисленного на «колеса» мобильности дают уникальную возможность получить все это именно тогда, когда возникает необходимость.
Сегодня уже невозможно быть лидером индустрии, если заниматься только аппаратными платформами. Мало кто сейчас знал бы Intel, если бы она занималась только процессорами. Так и Nokia – делает ставку не только на готовое решение (сам телефон - только одно из его составляющих), но и идет дальше, выискивая в человеке дозревающие потребности и средства для их удовлетворения.
Одно из последних веяний, подмеченных маркетологами из дружественной Nokia группы компаний Ogilvy, состоит в элементарном человеческом желании делиться плодами собственных трудов. И неважно, будет то это яблочный пирог или только что отснятый забавный видеоролик.
Говоря о конвергенции, прежде всего, подразумевается новый онлайновый сервис OVI, доступный пока только владельцам N-серии мобильных устройств от Nokia, и запущенный на данный момент в виде бета-версии. В этом году о нем уже немало говорилось, но напомним, что он позволяет обмениваться фото- и видеоматериалами, созданными на мобильных устройствах, закачивать музыку, GPS-карты и игры. Вы можете прямо с мобильника загрузить свежесозданный видеоролик и отослать на него ссылку своим друзьям. Те, в свою очередь, при наличии доступа в интернет, смогут просмотреть ваше творение, оставить комментарий и т.д. Разумеется, Nokia тут далеко не первая, и в сети уже есть сервисы схожей направленности, но тут играет роль простоты доступа– у владельца аппарата N-серии уже все настроено и готово к работе. Кроме того, доступ к сервису будет открыт и с обычного ПК, с которого навести там порядок будет куда удобнее, чем с мобильного устройства. Тут уже можно легко синхронизировать данные (контакты, медиа, календарь) и потом передать их на смартфон.
Что касается загрузки музыки, то тут все выглядит еще более привлекательно. Покупатель новой трубки получает годовой бесплатный и безлимитный доступ к огромной библиотеке аудиофайлов. Причем, по прошествии срока подписки на услугу, загруженные файлы не уничтожаются, а остаются на вечное пользование, вот только передать их куда-то с мобильного уже не получится.
На этом страсти по музыке не заканчиваются. В этом году владельцам почти всей N-серии и серии Xpress Music стал доступен в бета-версии очередной сервис – интернет-радио. Для этого на смартфон нужно установить специальное приложение, которое позволит подключать и слушать веб-трансляции популярных радиостанций, которых в каталоге насчитывается уже несколько сотен. Поговаривают, что в списке много и российских FM-станций. Несмотря на статус beta, данное приложение уже предустанавливается на все продукты компании двух вышеупомянутых серий.