Компьютерный форум INN

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Компьютерный форум INN » Флейм » Основы современного этикета


Основы современного этикета

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Этикет первого свидания

Кто кого приглашает на свидание?

Исторически сложилось так, что обычно свидание назначает мужчина. Однако в наше время и женщина может первая предложить встретиться. Иными словами: поступайте, как вам удобнее.

Программу встречи также может предлагать как мужчина, так и женщина, все зависит от индивидуальности пары. Если мужчине нравится ведущая роль, а женщина это одобряет и приветствует, значит, инициатором всегда будет он.
Другие пары могут стремиться к равноправным отношениям, и важно сразу выяснить это, чтобы в будущем не возникало недоразумений.

Первое свидание - непростое испытание для всех, и для мужчин, и для женщин. Приходится беспокоиться о множестве вещей - о том, как себя вести, что надеть, что сказать, где встретиться. Первое впечатление при знакомстве имеет решающее значение, а второй раз произвести первое впечатление уже не получится.

Правила для мужчин

Как известно, встречают по одежке, поэтому главное для начала - хорошая внешность. Конечно, женщина, готовясь к свиданию, потратит немало времени и усилий для того, чтобы хорошо выглядеть, поэтому мужчине тоже стоит убедиться, что его внешность соответствует ожиданиям, и даме не придется стесняться своего кавалера.

Одежда должна быть чистой и выглаженной, соответствовать ситуации (если вы встречаетесь не на стадионе, не стоит надевать майку и спортивные штаны), волосы и ногти - чистыми и ухоженными.

Важная часть этикета первого свидания - заехать за женщиной перед встречей и проводить до дома - после. Конечно, дама может назначить встречу в заранее условленном месте, но в таком случае заставлять ее ждать - явный признак дурного тона и неуважения. Когда свидание подошло к концу, джентльмен должен убедиться, что женщина добралась до дома, особенно важно это в вечернее темное время: он может отвезти ее домой лично или убедиться в том, что она поймала такси.

Еще одно важное правило: вести себя сдержанно и дружелюбно не только по отношению к даме, но и с окружающими. Чтобы выглядеть "настоящим мужчиной" в глазах дамы,  совсем не нужно вести себя с другими людьми дерзко и грубо. Удивительно, но многие мужчины до сих пор уверены в том, что нагрубить официанту - это значит продемонстрировать свою мужественность и умение постоять за себя. Спокойствие, вежливость и внутренняя уверенность произведут на даму куда большее впечатление.

Конечно, не нужно забывать о хороших манерах - открывать перед  женщиной двери и пропускать ее вперед, подавать руку, выходя из транспорта, не садиться, если дама стоит. 

Во время встречи лучше отключить звонок мобильного телефона, так как на свидании, особенно на первом, в центре внимания должен быть собеседник. Не стоит думать, что огромное количество звонков продемонстрирует высокий статус и "востребованность" владельца телефона, скорее наоборот  - постоянно отвлекаясь на звонки и сообщения, мужчина демонстрирует неуважение к своей даме.

Вопрос - кто оплачивает счет в кафе или ресторане? - может быть непростым на любом по счету свидании.  Но на первом свидании - это один из наиболее сложных моментов. Обычно заранее о порядке оплаты никто не договаривается, поэтому, когда официант приносит счет, мужчине приходится пережить несколько неприятных мгновений: ведь ему нужно решить, будет ли он платить и за себя, и за женщину (а вдруг это покажется ей старомодным?) либо же предлагать заплатить по отдельности (что покажется женщине откровенной грубостью). Этикет знакомства
Способ избежать такой неудобной ситуации лучше продумать заранее: например, в самом начале застолья дать официанту кредитную карточку, чтобы вопрос о счете в конце ужина даже не поднимался. Если женщина настаивает на том, что сама заплатит за себя - следует уважать ее принципы, однако на самом деле большинство женщин будут благодарны мужчине, который сумеет избежать неловкости во время оплаты счета.

И еще один важный совет для первого свидания - поддерживать разговор на такие темы, которые интересны женщине, и задавать вопросы таким образом, чтобы не превращать беседу в интервью. Не забывайте смотреть в глаза собеседнице, показывая тем свой интерес и уважение.

Правила для женщин

Первое свидание всегда стоит проводить на нейтральной территории. Лучше всего встретиться в кафе, можно - в многолюдном парке. Неразумно впервые встречаться с незнакомым человеком  у себя или у него дома, а также в безлюдных местах. Это дурной тон, к тому же - вспомним криминальную хронику - не безопасно.

Не опаздывайте! Многие дамы считают, что опоздание придаст им значимости, но это совсем не так. Человек, ожидающий опаздывающего, чувствует себя раздраженным и обиженным. На свидания вообще нехорошо опаздывать, это неуважение к человеку и его времени, а первая встреча особенно важно - мы же хотим произвести хорошее впечатление.

Как одеться на первое свидание? Лучше прийти в нейтральной, возможно - деловой одежде.  Стоит иметь в виду, что сексапильная одежда (черные колготки в сеточку, откровенные мини-юбки, топики, платья с декольте и т.д.) может создать совсем не то впечатление, которое вы хотели произвести, и дать кавалеру неправильную установку.

Ведите себя естественно и дружелюбно, проявляйте живой интерес к собеседнику. Не нужно "набивать себе цену", быть холодной, высокомерной и заносчивой, так же не нужно вести себя развязно, постоянно кокетничать и изо всех сил стараться понравиться.

2

Позитивный имидж, или как произвести хорошее впечатление

Успех любого бизнеса напрямую зависит от умения сотрудников налаживать деловые связи и партнерские отношения. Не секрет, что деловые отношения устанавливаются легче с теми людьми, которые с первого взгляда вызывают доверие.

Первое впечатление - это очень важно, второй возможности произвести первое впечатление у вас не будет. Оно может быть не всегда верным, но всегда устойчивым. Именно в первую минуту в нашем подсознании создается образ человека и формируется мнение о нем.

Внешний вид и "первое впечатление"

Если речь идет о личной встрече, следует помнить о том, что в более чем 90% случаев "первое впечатление" формируется на основе вашего внешнего вида (одежды, прически, жестов, походки и т.п.), и лишь в 10% случаев - на основе того, что вы сказали.

Старое правило "встречают по одежке" действует и в наше время.
Главное - это аккуратность, опрятность и ухоженность, они важнее, чем модный фирменный костюм или супердорогой аксессуар. Одежда должна выглядеть новой, быть чистой и отглаженной. Чистые волосы уложены в аккуратную прическу, свежий цвет лица, здоровая кожа и зубы, ухоженные руки, легкий макияж (для женщин) - все это формирует позитивный имидж.

Одежда и обувь должны быть элегантными, удобными и идеально подходящими по размеру, при этом необязательно дорогими - в отличие от аксессуаров (очков, авторучки, портфеля, бумажника и т.п.). Слово "аксессуары" подразумевает нечто второстепенное,  однако именно дорогие и качественные аксессуары формируют имидж успешного делового человека, повышают его статус. В одежде деловому человеку лучше всего придерживаться классического, слегка консервативного стиля.

Движения, походка, осанка должны быть свободными и естественными, но сдержанными. Следует равно избегать как скованности, так и развязности и суетливости. Следите за выражением своего лица, оно не должно быть надменным или заискивающим - это может стать психологическим барьером при разговоре с людьми.

Хорошие манеры - также необходимый элемент позитивного имиджа. Неприлично бурно проявлять эмоции, говорить слишком громко, зевать, не прикрывая рта,  причесываться и поправлять одежду в обществе, почесываться и т.п.

Общение и "первое впечатление"
Улыбка - важнейший фактор, влияющий на создание позитивного имиджа и дружественной атмосферы общения. Человек, который улыбается собеседнику, выглядит дружелюбным, открытым и располагает к себе людей. Однако нельзя этим увлекаться и улыбаться все время, добиваясь расположения собеседника (это особенно свойственно женщинам) - вас могут счесть несерьезным и ненадежным человеком.

Очень важно приветливо поздороваться с человеком и правильно к нему обратиться. Психологи утверждают, что для человека нет приятнее слова, чем его собственное имя - обращаясь к собеседнику, чаще называйте его по имени.

Смотрите в глаза собеседнику,
старайтесь говорить с той же скоростью, громкостью и в том же голосовом регистре, что и он.

Речь должна быть грамотной, без слов-"паразитов" и жаргонизмов, с хорошей дикцией и правильными интонациями, энергичной, но не чересчур быстрой или медленной.

Будьте пунктуальны! Опоздание на назначенную встречу (неважно, по какой причине) сразу ухудшает имидж делового человека.

3

Визитные карточки сегодня

Деловая визитная карточка

- это неотъемлемый атрибут современного делового общения. Первое представление, как правило, начинается с обмена визитными карточками. Особое значение они имеют при общении с иностранцами. На деловой визитке должны быть четко обозначены ваши фамилия и имя (отчество), название вашей фирмы или организации и ваша должность, полный почтовый адрес и другие сведения. Также на ней вполне уместно использование логотипа вашей фирмы или организации. У государственных чиновников, депутатов на визитной карточке может находиться изображение государственного флага или герба.

Деловая визитка может содержать указания на ваше звание или титул, сферу ответственности в рамках вашей организации, номера телефонов, факса, электронной почты. Если у вас сменился телефон, то вы можете аккуратно вписать новый номер, зачеркнув старый. Зачеркивать и вписывать новое наименование должности считается дурным тоном - следует позаботиться о том, чтобы как можно скорее заказать новые визитные карточки.

2 типа деловых визиток

В наше время существует два типа деловых визитных карточек.
Первый тип - функциональные. Это классические деловые визитки, принятые на Западе, с черным шрифтом на белом фоне. Недаром визитка по-английски называется business card - в буквальном переводе "деловая карточка".

Второй тип - имиджевые визитки, любого цвета, любого дизайна. Такие визитки производят самое большое впечатление и лучше всего запоминаются. Их используют  для  рекламы салонов, магазинов, клубов. Цветные визитки с рисунками подходят дизайнерам, модельерам, деятелям шоу-бизнеса.

Классическая деловая визитная карточка - это прямоугольник размером 5х9 см с черным (или темным) текстом на белом или очень светлом фоне. Шрифт должен быть четким, а бумага - качественной и удобной для записей.

Как вручать визитку

Визитку обычно вручают при первом знакомстве, причем, если собеседник дал вам свою визитку, вы обязательно должны в ответ вручить свою.  Объяснения "к сожалению, у меня закончились визитки" производят очень плохое впечатление и ухудшают деловой имидж, поэтому обязательно носите с собой достаточный запас визитных карточек.

Визитку вручают стоя, при этом внятно произносят вслух свое имя и  фамилию. Это избавит ваших партнеров от неловкости, если вдруг они произнесут вашу фамилию неправильно. Также, если ваш собеседник, вручив вам свою визитную карточку, не произнес свою фамилию, прочитайте ее вслух сами. Если вы произнесете ее неправильно, вас сразу поправят.

Порядок вручения визитки

Первым протягивает карточку посетитель или младший по должности или возрасту.

Как принимать визитку

Принимать визитку следует правой рукой, а затем взять в обе руки. Ни в коем случае нельзя мять в руках полученную визитку и вообще небрежно к ней относиться - хозяин визитной карточки может счесть это оскорблением.

Не стоит и сразу же убирать полученную карточку. Во время деловой беседы положите ее перед собой и заглядывайте в нее, если забыли имя собеседника или его должность. Можно разложить перед собой несколько карточек партнеров, в том порядке, в каком они сидят. Но не забудьте после переговоров забрать визитки с собой!

На визитках можно делать записи и пометки, но только на своих визитках. На чужих писать не рекомендуется, во всяком случае, в присутствии хозяина.

4

10 правил делового человека

1. В деловой ситуации – деловой этикет.

В деловой ситуации (в отличие от светской) статус определяется только должностным рангом.
Возраст и пол собеседника учитывается только при равных деловых статусах.

2. Будьте пунктуальны.

Деловой человек должен все делать вовремя.
Кроме того, что опоздания любого сотрудника мешают работе, они еще свидетельствуют о том, что на такого партнера нельзя положиться. Вообще для делового человека очень важно умение рассчитывать время, необходимое для выполнения того или иного задания или официального поручения, и соблюдать назначенные сроки.
Деловые встречи важно не только начинать вовремя, но и заканчивать.
Имеет смысл заранее оговорить, сколько времени отведено на переговоры, собеседование или совещание.

3. Будьте обязательны.

Исполняйте все данные обещания, соблюдайте сроки.

4. Будьте любезны и доброжелательны, проявляйте взаимное уважение.

В этом правиле выражена вся суть делового этикета.
Именно любезность и доброжелательность необходимы для создания и поддержания комфортных деловых отношений.
Любезность - это стремление быть приятным и полезным для других людей.
Доброжелательность предполагает учет интересов партнера по общению и сигналы, четко говорящие об этом: улыбка, контакт глаз, кивание, открытость позы, готовность к контакту в целом, терпимость к мнению партнера, готовность активно слушать и т.п.
Основная задача делового этикета – это придание профессиональной деятельности дружелюбной формы. Это не значит, что все должны дружить между собой, но каждый должен демонстрировать дружелюбное отношение к сослуживцам, руководителю и подчиненным, клиентам и партнерам.

5. Не говорите лишнего.

Разумеется, следует хранить в тайне всю конфиденциальную информацию своей компании. Воспитанный человек не делится ни с кем ни деловыми секретами, ни тайнами личного характера.
Не стоит публично повествовать о своих успехах, талантах или семейных делах. Так же не следует рассказывать всем о своих неудачах и ошибках, пытаться вызвать жалость.

6. Думайте о других, а не только о себе.

Важно, чтобы все - и руководители, и подчиненные - понимали, что они работают в компании и являются частью своей бизнес-организации. Поэтому сотрудники не могут вести себя так, как им хочется, в зависимости от своих привычек или настроения.
Уважение к окружающим – это и порядок на рабочем месте, и внимание и умение слушать собеседника, и баланс взаимных услуг.
Члены профессионального коллектива часто оказывают друг другу личные услуги – например, помощь в выполнении срочного задания, подмена сослуживца по его просьбе и другие любезности. Человек сознательно и подсознательно фиксирует услуги, которые оказал он и которые оказали ему.
Нарушение баланса взаимных «любезностей» может привести к дискомфорту и напряженности в общении.

7. Одевайтесь так, как принято в вашей компании.

Одеваться следует соответственно вашему окружению на службе, стараясь внешне не выделяться из контингента работников вашего уровня.
Не стоит забывать, что одежда – это своеобразная визитная карточка. Примечательно, что слово «костюм» в переводе с латыни означает «образ жизни».
Одежда способна рассказать о своем обладателе подчас даже то, что хотелось бы скрыть: настроение, состояние здоровья, воспитание, достаток, вкус, образ жизни, привычки и многое другое.
В зависимости от сферы бизнеса степень строгости делового стиля может быть различной. Однако в любом случае одежда должна выглядеть дорогой и качественной, иметь прямоугольный силуэт и не быть слишком яркой.
Черный, белый, синий, серый – это так называемые «бизнес-цвета». Спортивный, авангардный, романтичный, фольклорный стили одежды в офисе неприемлемы.

8. Ухоженность – обязательная часть имиджа делового человека.

Ухоженность подразумевает внимание к деталям внешнего вида. Она связана со здоровьем и аккуратностью: чистые волосы, кожа без дефектов, здоровые зубы, аккуратные ногти, чистая одежда.

9. Говорите и пишите правильным литературным языком.

Грамотная речь свидетельствует в первую очередь об уровне культуры и образованности. Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом.

10. При работе с зарубежными партнерами и клиентами необходимо учитывать различия в культурах и менталитетах.

5

Столовый этикет

По материалам: http://www.eformat.ru/kmf4.php

Поведение за столом

Вход в столовую

Гости подходят к столу, находят свои места и рассаживаются. Чтобы избежать неловкости, подходя к столу, всегда лучше двигаться слева направо - то есть к стулу подходить слева.

Мужчина не должен торопиться сесть – сначала садятся дамы, причем «своей» даме, то есть «даме справа», он должен пододвинуть стул. «Дама справа» будет считаться «его» дамой на всем продолжении застолья – ее надо занимать беседой, предлагать кушанья, наливать напитки.

Конечно, не следует забывать и о втором соседе. Даже если он или она вам совсем не интересны, из уважения к хозяйке и другим гостям вы время от времени должны обмениваться с ним парой слов.

Салфетка

Перед каждым на закусочной тарелке лежит красиво свернутая полотняная салфетка. Ее надо просто развернуть, но так, чтобы она осталась сложенной вдвое, и положить на колени сгибом к себе. Ни за воротник, ни за пояс заправлять ее нельзя.

Основное назначение салфетки - предохранять костюм от попадания случайных брызг, капель и крошек. Для вытирания рта ее поднимают с колен двумя руками и прикладывают к губам. Но если на столе есть бумажные салфетки – лучше пользоваться ими.

Если нужно ненадолго выйти из-за стола, салфетку кладут на сиденье своего стула. Это знак для официанта, что вы еще вернетесь и ваш прибор убирать пока не надо. А в конце трапезы, покидая стол, небрежно сложенную салфетку следует положить рядом с тарелкой.

Столовые приборы

Ложку подносят ко рту не перпендикулярно и не параллельно губам, а под углом примерно 45 градусов. Отхлебывают, конечно, беззвучно.

Вилку держат так же, как и ложку, причем набирать еду на вилку можно, накалывая кусочек (то есть зубцы расположены изгибом вверх), или подсовывая вилку под него (зубцы изгибом вниз). А вот подносить ко рту вилку можно только одним-единственным способом: зубцы изгибом вниз.

Во время еды ножом и вилкой нож все время держат в правой руке, отрезая по кусочку мяса или птицы, а вилку в левой. «Американская» манера, когда сначала нарезают на кусочки все мясо, потом откладывают нож и берут вилку в правую руку, за пределами Америки считается неприличной.

Неопытного гостя может испугать изобилие ножей и вилок, лежащих по обеим сторонам тарелки. Но совсем не обязательно знать, какой вилкой что едят, так как есть простое правило: первыми берут приборы, лежащие с краю. Затем, по мере подачи блюд, берут следующие по порядку приборы.

Для того чтобы выпить, нужно положить нож и вилку. Держать в одной руке бокал, а в другой вилку – это серьезное нарушение правил этикета.

Застольные манеры

Нельзя ставить локти на стол или вытягивать ноги под стол. Кисти рук должны лежать на краю стола все время обеда. А если вы едите одной вилкой, без ножа, ваша свободная левая рука все равно должна лежать на краю стола. Причем в Америке и Великобритании, наоборот, принято во время пауз между подачей блюд класть руки на колени, а при еде одной вилкой свободную левую руку также держать на коленях.

Что касается поведения за столом, то можно составить длинный перечень нарушений приличий. Назовем только некоторые из них, самые вопиющие.

Итак, чего за столом делать нельзя ни в коем случае: разговаривать с полным ртом, добавлять в рот новую порцию еды, не прожевав предыдущую, дуть на еду, чавкать, прихлебывать, пользоваться за столом зубочисткой, причесываться и поправлять макияж, вытирать руки о скатерть.

Курение за столом

Строго говоря, курение за столом – признак неуважения к хозяйке. Но если вы все же хотите закурить, надо обязательно спросить разрешения у хозяйки и ближайших соседей по столу. Закуривают обычно после десерта, когда подают кофе и коньяк. Пока кто-то из гостей еще ест, курить нельзя. А трубку за официальным столом курить вообще не принято.

Если дама собирается закурить, то мужчина подносит спичку или зажигалку к ее сигарете. Первыми обычно закуривают старшие по возрасту, а затем все остальные.

Разумеется, пепел стряхивают только в пепельницу. Нельзя стряхивать пепел и гасить сигарету в блюдце, точно так же как нельзя класть в пепельницу косточки от фруктов и смятые салфетки.

А если на столах не стоят пепельницы, то это означает, что здесь не курят.

Если случилась неприятность…

Если, например, в еде попалось что-то несъедобное? Главное правило: что бы ни случилось, не теряйтесь и не акцентируйте на этом внимание. Как говорил А. П. Чехов, воспитанный человек не тот, кто никогда не прольет вино на скатерть, а тот, кто не заметит, когда это сделает кто-то другой.

Несъедобное в блюде отодвиньте на край тарелки. Если на скатерть упал кусочек еды – подберите его и положите на край тарелки. Упавший на пол прибор должен заменить официант, но если официантов нет, поднимите прибор сами и оботрите салфеткой.

Самое неприятное – это испачкать костюм. В таком случае следует извиниться, на время покинуть стол и в туалетной комнате по возможности привести себя в порядок.

6

Особенности приемов

Дневные и вечерние приемы

По времени начала приемы бывают дневными (это завтрак, «бокал вина» или «бокал шампанского») и вечерними. Вечерние – это все остальные приемы: обед, коктейль, ужин и некоторые другие.

Приемы с рассадкой и без нее

На приемах «завтрак», «обед» и «ужин» гостей чаще всего рассаживают, то есть заранее составляют план рассадки за столом (при этом всегда учитывают старшинство – светское или деловое), а у каждого прибора за тарелкой кладут специальную кувертную карточку с фамилией гостя. Приемы с рассадкой считаются более почетными, особенно обед и ужин.

«Завтрак»

Принято проводить между 12.00 и 15.00, продолжительность приема около 1-1,5 часов, из которых гости проводят за столом за завтраком 45-60 минут, а 15-30 минут – за чаем или кофе.

Подают за завтраком холодные закуски, одно рыбное или одно мясное блюдо, десерт. Во время сбора гостей им предлагается аперитив. Перед завтраком подается коктейль, сухое вино, соки. Во время завтрака - минеральная вода, а иногда и соки. Предлагается коньяк и ликер - в качестве дижестива.

«Бокал шампанского» или «Бокал вина»

Обычно начинается в 12 часов и продолжается около часа. С точки зрения организации это - наиболее простая форма приема, не требующая большой и длительной подготовки. Прием проходит стоя.

Во время такого приема обычно подают только шампанское, вина, соки. Закуска не обязательна, но можно подать маленькие пирожные, бутерброды, орешки.

Поводом для организации дневных приемов может быть открытие выставки, фестиваля, конференции, годовщина какого-либо события компании, проведение презентации, а также официальные встречи с партнерами и клиентами.

Форма одежды для дневных приемов - в большинстве случаев повседневный костюм или платье, любого неяркого цвета, если форма одежды специально не указывается в приглашении.

«Коктейль»

Начало приема обычно между 17.00 и 18.00. Прием продолжается около двух часов и проходит стоя, причем на приглашении указывается время начала и окончания приема (например: 17.00-19.00, 18.00-20.00). Гости могут приходить и уходить в любой час указанного времени, приход в начале приема и уход в конце – это выражение особого уважения к хозяевам.

Коктейльный стол отличается тем, что на нем нет ни тарелок, ни вилок, есть только есть только одноразовые деревянные или пластмассовые палочки. Могут быть и мини-вилочки, с помощью которых берут маленькие закусочные бутерброды - канапе и фрукты из коктейля.

В качестве закуски подают канапе с различными паштетами, рыбой, мясом, соленые мини-пирожные, печенья. Во время «Коктейля» могут также подаваться в различных вариациях фаршированные яйца, соленый и сладкий миндаль, орехи, фрукты.

Из напитков подают налитые в бокалы коктейли, которые разносят официанты. Иногда устраивается бар-буфет со спиртными напитками.

Нередко можно услышать такое название приема как «фуршет». Так обычно называют все виды застолья, где гости едят стоя. Но так говорить неправильно, «фуршет» (что в буквальном переводе значит «с вилкой», то есть все кушанья можно есть без ножа) – это не вид приема, а способ сервировки. «А-ля-фуршет» может быть подан завтрак или ужин. На таких приемах, в отличие, например, от «шведского стола», гости не садятся и едят стоя за специальными высокими столами.

Поводом для проведения приемов вида «Коктейль» могут быть любые важные события в жизни компании: начало нового проекта, подписание значимого контракта, презентация нового бренда, открытие нового подразделения, прием делегации, открытие выставки, закрытие конкурса или конференции.

На приемы такого рода принято являться в повседневном деловом костюме или платье (если в приглашении не указана особая форма одежды). Но, в общем, коктейль, как вечерний прием, требует более нарядной одежды и дорогих аксессуаров, чем дневные приемы.

«Обед» - это почетный и торжественный вид приема, им принято отмечать наиболее важные события – юбилеи, свадьбы, официальные годовщины.

«Обед» обычно начинается в промежутке между 19.00 – 21.00 и длится два – два с половиной часа, при этом за столом гости находятся примерно 50-60 минут, остальное время проводят в гостиных.

Особое внимание следует уделить сервировке стола. Для проведения обеда обычно используется красивая дорогая посуда из фарфора и хрусталя. Стол украшают цветами, декоративными композициями, свечами в нарядных подсвечниках.

Спиртные напитки те же, что и на завтраке: шампанское, вино, соки, минеральная вода. Перед обедом гостям предлагают аперитивы.

Выбор холодных закусок невелик - только по одному рыбному и мясному блюду и овощные салаты.

К холодным закускам гостям предлагается водка или охлажденные настойки, к рыбному блюду - сухое белое вино, к мясному - сухое красное.

После холодных закусок подают бульон с гренками, затем - какое-либо мясное блюдо. Могут быть два горячих кушанья, одно из них рыбное, которое подают перед мясным.

Обед заканчивают десертом и шампанским. На десерт можно подавать желе, кремы, различные сладкие блюда, ягоды со сливками. Если сладкое подают в общей посуде, то стол сервируют соответствующей посудой и десертными или чайными ложками. Сладкое порциями ставят перед гостем с правой стороны. В заключение подается чай или кофе, к кофе - коньяк или ликер.

«Обед-буфет»

Это разновидность «Обеда». «Обед-буфет» менее официален, чем обед, его еще называют «шведский стол». «Обед-буфет» проводится в те же часы, что и «Обед», но он считается менен почетным приемом, чем обед, и его организация проще..

Такие приемы идеально подходят для проведения корпоративных вечеринок, дней рождения, также такого рода приемы часто организуются после концертов, премьеры кинофильма, в перерыве танцевального вечера.

Стол помещают у стены или посередине комнаты, накрывают широкой скатертью, свешивающейся почти до пола. На середину стола ставят холодные закуски, холодные соусы, хлеб, различные салаты, печенья, кондитерские изделия, прохладительные напитки, соки, минеральную воду. По краям стола рядами или треугольниками ставят рюмки, бокалы, закусочные тарелки ставят одна на другую. Ножи и вилки помещают в декоративную посуду или раскладывают рисунком на столе. Салфетки кладут группами в нескольких местах. Цветы с длинными стеблями ставят в высокие вазы.

Участники буфетного обеда не сидят за общим столом, а подходят к нему, берут левой рукой салфетку, на которую ставят тарелку с предварительно положенными на нее ножом и вилкой, а затем накладывают на тарелку кушанья. Правой рукой берут бокал с вином, соком или каким-либо другим напитком.

Наполнив тарелку, гости отходят от стола и рассаживаются за маленькими столиками. Они могут располагаться также на диванах, в креслах, стараясь сесть с теми людьми, с которыми им приятно беседовать.

Вина, коктейли и другие спиртные напитки выставляются на буфетных стойках и столах, за которыми стоят официанты.

«Ужин»

Это самый торжественный вид приема, он начинается не ранее 21.00. От «Обеда» он отличается лишь временем его начала и тем, что на ужине обычно не подают суп.

Одежда для вечерних приемов «Обед», «Обед-буфет» и «Ужин» должна быть парадной (как правило, это указано в приглашении). Дамы должны быть в вечерних туалетах (платье на даме непременно должно быть длинным). К декольтированному вечернему платью или платью с полностью открытыми плечами полагается либо накидка из натурального меха, либо короткий жакет, либо широкий шарф.

Для мужчин обязателен темный парадный костюм, смокинг или фрак.

Неофициальные приемы

«Кофейный или чайный стол» прекрасно подходит для женского приема, для домашнего приема гостей и для детского праздника. На кофе, как правило, приглашают с 17.00 до 19.00, на чай можно приглашать и позже - до 20.00.

К кофе или чаю подают маленькие декоративные бутерброды, пирожки, сладкие и соленые печенья, сдобные булочки, кексы, соленые или сладкие торты. На стол можно поставить коробки шоколадных конфет, сливки или мороженое, лимон.

Для кофейного или чайного стола подбирают цветные скатерти и цветные салфетки ручной работы. Стол можно накрывать и цветными ткаными салфетками. Тогда середину стола покрывают узкой дорожкой, на которую ставят тарелки с бутербродами, кондитерскими изделиями, фруктами. Посуду для каждого гостя ставят на маленькие тканые салфетки. Для чая можно накрыть и несколько столиков, в зависимости от количества приглашенных лиц.

К чаю или кофе подают кондитерские изделия, печенья и кексы, фрукты, десертные и сухие вина, соки и воды. Закуски (сандвичи с икрой, рыбой, сыром, колбасой) за чаем предлагаются редко, а если подаются, то в небольшом количестве.

Продолжительность «чая» или «кофе» не более полутора часов. Форма одежды для «кофейного или чайного стола» - повседневный костюм или платье.

«Бранч»

Это неформальный вид приема, который проводят между завтраком и ланчем (отсюда и название - первые буквы от «breakfast» - завтрак, остальная часть слова образована от «lunch»). Это хорошая возможность поближе познакомиться с коллегами или партнерами в свободной, дружеской обстановке.

Меню приема «бранч» близко к меню завтрака или легкого ланча и состоит примерно из тех же блюд. Можно подать яйца в различной форме, бекон, сосиски, тушеное мясо, рыбу, Млинчики, тушеные томаты, булочки, масло. Предлагаются кофе, чай, соки, прохладительные напитки в большом количестве. Может быть подано вино.

Форма одежды – деловая повседневная.

«Жур фикс»

Этот вид приема у нас не особенно распространен. Его устраивают один раз в неделю в один и тот же день и час («жур фикс» - «фиксированный день») в течение всего осенно-зимнего сезона (с осени до лета).

Приглашения на такие приемы рассылают один раз в начале сезона и они действительны до конца сезона, если не последует специального уведомления о перерыве.

По форме проведения, меню и форме одежды этот прием не отличается от чая. Иногда такие приемы носят форму музыкальных или литературных вечеров.

7

Порядок приема гостей.

Далеко не все любят принимать гостей, но практически каждому иногда приходится выступать в роли хозяина дома.

Как сказано в руководстве по этикету, изданном в конце XIX  века (Правила светской жизни и этикета, 1889), «обязанность  хозяина, а еще более хозяйки дома состоит в принятии визитов таким образом, чтобы все, находящееся на вас и вокруг вас было прилично и приятно, чтобы каждый был доволен вами  и оставлял вас с искренним желанием скоро опять с вами увидеться». Это справедливо и в наши дни.

Начнем с самого начала. Кто должен открывать дверь гостям? Тех, кто пришли первыми, хозяин встречает вместе с хозяйкой, а когда приходят новые гости, открывать им дверь идет один хозяин. Хозяйка должна остаться в комнате с уже собравшимися.

Оставлять гостя одного в комнате надолго неприлично. В исключительных случаях можно предложить гостю журнал или занять его чем-нибудь, но вообще стоит заранее договориться с остальными членами семьи о распределении обязанностей, иначе может получиться так, что хозяева будут метаться между кухней и столовой, а гости – скучать в гостиной. Если звонит телефон или вас просят на минутку выйти на кухню – обязательно извинитесь перед гостем.

В случае, когда друзья зашли к вам ненадолго, стол накрывать не обязательно. Можно предложить чашку кофе, чая, фрукты или пирожные. И, конечно, гостей сажают на самые удобные места.

Но если вы пригласили гостей на торжественный ужин или обед – все должно быть готово до их прихода. Надо рассчитать время так, чтобы к моменту появления первого гостя хозяева были уже при полном параде и стол накрыт, а воспитанные гости обычно приходят на 10-15 минут позже назначенного времени, и никогда не приходят раньше.

Итак, гости собираются. Хозяин встречает их в прихожей и помогает снять верхнюю одежду. Хозяйка беседует в гостиной с уже пришедшими. Как новому гостю правильно войти в гостиную? Он должен приветствовать всех присутствующих (но не пожимать руки и не вступать в разговоры)  и сразу – и это очень важно! – подойти поздороваться к хозяйке. Хозяйка тут же прекращает беседу, извиняется перед остальными, встает, делает несколько шагов навстречу новому гостю и здоровается с ним. Впрочем, юную девушку или мужчину хозяйка может приветствовать и сидя. И только после этого новый гость может общаться с остальными гостями, пожимать руки и беседовать.

Незнакомых между собой хозяева обязательно должны представить друг другу.

Если гостей приглашают за стол не сразу, то беседа до начала обеда или ужина не должна продолжаться дольше одного часа. В это время гостям можно предложить аперитив, а за обеденный стол желательно посадить всех одновременно. Рассаживает гостей хозяйка.

Но все это относится к ситуации, когда гостей пригласили и готовились к их приходу. Однако бывают случаи, когда гости приходят без предупреждения или предупредив по телефону за 10 минут, что они сейчас зайдут. Вообще это очень невежливо и может нарушить планы хозяев, мы об этом еще будем говорить.

Что же в таких случаях делать хозяевам? Если прием гостей для вас сейчас нежелателен, вы можете вежливо и твердо сказать, что, к сожалению, сейчас не можете уделить им времени. Можно сразу же договориться о визите в другой, более удобный день. Также вы можете сказать, что сейчас заняты, и принять гостей очень ненадолго, на 15-20 минут, причем предупредить их об этом следует сразу же.

Гости, в свою очередь, должны быть готовы к такому сдержанному приему. А визит без предупреждения не должен быть долгим.

8

Особенности русского этикета с точки зрения иностранцев

Общение с иностранцами стало привычной частью нашей жизни. Мы ездим за рубеж на работу и на отдых, а также общаемся с иностранными коллегами, партнерами и друзьями в собственной стране. И хотя этикет в основном одинаков для всех, у каждого народа есть свои особенности правил поведения. Об этикете в некоторых европейских странах мы уже говорили.

Наша сегодняшняя тема – светская беседа и ее национальные особенности. Очень важно знать, где какие темы запретны, о чем нельзя говорить, чтобы не поставить себя и собеседника в неловкое положение.

Светская беседа имеет свои законы. Главное – она должна быть нейтральной, спокойной, легкой, никого не задевать и не провоцировать споров. Не стоит высказывать свое мнение слишком категорично, особенно, если оно отрицательное.

Хорошие темы – это спорт, хобби, интересные события, путешествия и местные пейзажи., домашние животные Можно говорить о своей профессии – но ненавязчиво, чтобы собеседнику не было скучно. Ну и, конечно, неизменная тема для светской беседы – это погода.

А о чем говорить нельзя? Вот общие правила, для всех стран и народов: воспитанный человек старается не говорить о себе. Даже если вас об этом попросили, надо вскоре перевести разговор на другую тему. Не стоит говорить о болезнях, проблемах, горе, смерти, конфликтах, а также о доходах, дороговизне и вообще о деньгах.

Избегайте разговоров о политике, а также о вере и религии. Особенно это важно, если вы не знаете убеждений и взглядов собеседников. Необдуманная реплика может задеть или даже оскорбить кого-либо из присутствующих и вынудить его вступить в спор.

Старайтесь не обсуждать других людей и их проблемы. Никогда не спрашивайте собеседника о возрасте или должностном ранге. Не просите профессионального совета у специалиста. Это все считается неприличным.

Кроме того, в культуре каждой страны есть свой список запретных тем.

Например, во Франции нельзя говорить о Второй мировой войне и особенно – о немецкой оккупации. Годы оккупации были ударом по гордости, патриотизму и престижу французов. Нельзя критиковать Наполеона, поскольку французы относятся к нему с огромным уважением.

В Германии также нельзя говорить о Второй мировой войне и разделе страны, упоминать Гитлера, нацистов, евреев и свастику.

Вообще тема войны до сих пор острая и болезненная во всех европейских странах и лучше ее не касаться.

В Италии запретные темы – это семейные отношения и политика. Для большинства итальянцев футбол – очень важная часть жизни, поэтому нельзя отзываться о футболе небрежно или негативно.

В Великобритании после рабочего дня о делах говорить не принято. Светская беседа отличается крайней сдержанностью и даже холодностью. Кстати, никогда не называйте британцев англичанами, а страну – Англией.

В Финляндии никогда не говорите о своих и, тем более, о чужих проблемах. Финны считают, что для решения проблем есть специальные службы, а навязывать рассказ о своих бедах чужому человеку некорректно. Для русского человека – наоборот, свои и чужие проблемы – это любимая тема для разговора, однако для финна это звучит как нытье и жалобы. Жители Суоми вообще избегают оценки собеседника и никогда не комментируют его дела. Об отсутствующих тоже говорить не принято – ни положительно, ни отрицательно.

9

Вермут

Сначала надо сказать несколько слов об аперитивах и дижестивах. Аперитив — это алкогольный напиток, который подают перед застольем, обычно – во время сбора гостей. Он пробуждает аппетит, заполняет паузу, а также – поднимает настроение и служит приятной темой для беседы. Обычно на аперитив подают сухие вина, шампанское или легкие коктейли. Сухой вермут – это прекрасный аперитив.

Дижестивы –  это напитки, которые завершают застолье. К дижестивам относятся коньяки, портвейны, ликеры и горькие настойки. Задача дижестива – завершить трапезу и помочь пищеварению.

Вина, настоянные на травах, имеют древнюю историю. Обычно их использовали в медицинских целях. Кстати, за ароматом пряностей, часто скрывали не очень хорошее качество вина. Рассказывая о французском абсенте, мы уже говорили, что полынные настойки были известны еще древним грекам. Считалось, что полынь укрепляет здоровье и улучшает пищеварение. Поэтому историю вермута тоже часто начинают с Гиппократа.

Вермут – это крепленое белое вино, настоянное на лекарственных и пряных травах, которых может быть несколько десятков. В состав вермута обязательно входит полынь – поэтому вермут всегда имеет терпкий, горьковатый вкус.

В начале семнадцатого века вино, настоянное на травах, широко употребляли при дворе баварского короля. Сложное латинское название заманили простым немецким: «вермут вайн», то есть «полынное вино». Это название прижилось, и напиток стали повсеместно называть вермутом.

В восемнадцатом веке центром производства «травяных вин» был итальянский город Турин. А первая фабрика по производству вермута была открыта в Италии в середине девятнадцатого века.

Как делают вермут? В основе напитка лежит смесь сухих белых вин, часто из разных регионов или стран. Все добавки сушат, растирают и настаивают несколько недель на воде со спиртом. Потом экстракт фильтруют и соединяют с вином, спиртом и сахаром, а для красных вермутов добавляют карамель. Смесь опять фильтруют и стабилизируют – то есть охлаждают до пяти градусов. Потом температура очень медленно, в течение недели, повышается до комнатной. Вермут готов.

В двадцатом веке вермут превратился в символ аристократичности и богемности. Он стал особенно популярным после запрета абсента, очень горькой и очень крепкой полынной настойки. Герои книг Джека Лондона, Хэмингуэя, О*Генри пьют вермут, это любимый напиток Джеймса Бонда – героя знаменитой Бондианы. Его любят многие звезды Голливуда, причем не только на экране, но и в жизни.

Все вермуты делятся на две большие группы – итальянские и французские.   Итальянские вермуты имеют мягкий вкус, могут быть белыми, розовыми и красными. Белые вермуты более сухие, красные – более сладкие. Французские вермуты  сухие или очень сухие.

Пьют вермуты в чистом виде или в составе коктейлей. Так как вермуты –  не застольные напитки, их пьют не во время еды, а до – как аперитив, или после – на десерт. Сухие вермуты лучше не смешивать и не разбавлять, их пьют охлажденными. Во всех случаях в вермут хорошо добавить немного лимонного сока или дольку апельсина.

10

Мусор на улицах и преступность

Известно, что в общественных местах не стоит громко разговаривать и  хохотать, резко останавливаться в потоке людей и толкать окружающих. Не принято заниматься своим туалетом прилюдно – например, причесываться, глядя на свое отражение в дверном стекле в метро. Не принято есть и пить на ходу, не стоит идти по несколько человек в ряд,  тем самым перегораживая тротуар. И нельзя бросать мусор прямо на улице. Вот об этом последнем правиле мы сегодня поговорим подробнее.

Обертки от мороженого, бутылки и банки, банановые шкурки украшают наши улицы и дворы. Чем  дальше от центра города, тем больше мусора на газонах и тротуарах. В центре ситуация немного лучше – может быть, больше урн, а может – больше дворников.

Но урн, конечно, все равно не хватает. Если бы они стояли через каждые двадцать-тридцать метров, наверняка многие или хотя бы некоторые донесли бы свой мусор по назначению. Однако урны были убраны в пылу борьбы с террористическими актами, а потом на свое место так и не вернулись… Вот и приходится нести обертку от мороженого несколько сотен метров до ближайшей урны, а то и до самого дома.

Кроме того, стены домов и водосточные трубы обезображены объявлениями, надписями, рисунками… Прогуляйтесь по набережной канала Грибоедова около Невского проспекта – это центр города, но каждая водосточная труба пестрит самодельными рекламными объявлениями. Дворники срывают их, но каждый день появляются новые бумажки.

Однако мусор и грязь – это не просто некрасиво и некультурно. По мнению психологов и социологов, люди гораздо чаще нарушают правила поведения, когда видят, что и другие так поступают. Постепенно возникает цепная реакция и нарушается все больше и больше правил. Иными словами, грязь и мусор на улицах ведут к росту преступности.

Эту теорию придумали американские ученые в восьмидесятых годах прошлого века и назвали «теорией разбитых окон». Она звучит так: если в доме разбили стекло и не вставили новое, скоро в этом доме не останется ни одного целого окна, а потом начнется мародерство.

Эту теорию применяли на практике сначала в Нью-Йорке, а потом во многих городах Европы, США и других стран мира. Городские власти следили за чистотой на улицах и смывали со стен граффити. В результате граждане стали вести себя культурнее, а также снизилась преступность.

Но так как многие ученые оспаривали «теорию разбитых окон» и отрицали связь между грязью и расцветом криминала, были проведены научные эксперименты.

Их провели голландские социологи из университета города Гронингена. Были подстроены ситуации, в которых людей провоцировали бросать мусор на тротуар, проходить там, где нельзя, совершать мелкую кражу. Каждый эксперимент был в двух вариантах: когда вокруг все чисто и аккуратно или грязно и запачкано.

Результат подтвердил теорию. Люди нарушают самые разные правила и запреты в два раза чаще, если вокруг валяется мусор, а  стены исписаны и испачканы. Рядом с обычным граффити или разбросанным мусором число краж увеличивается вдвое.

Наша страна, наш город давно уже охвачены эпидемией беспорядка, грязи и бескультурья. Чтобы ее остановить, начнем с малого:  господа, давайте будем доносить свой мусор до урны.

11

Светская беседа. Запретные темы с иностранцами

Общение с иностранцами стало привычной частью нашей жизни. Мы ездим за рубеж на работу и на отдых, а также общаемся с иностранными коллегами, партнерами и друзьями в собственной стране. И хотя этикет в основном одинаков для всех, у каждого народа есть свои особенности правил поведения. Об этикете в некоторых европейских странах мы уже говорили.

Наша сегодняшняя тема – светская беседа и ее национальные особенности. Очень важно знать, где какие темы запретны, о чем нельзя говорить, чтобы не поставить себя и собеседника в неловкое положение.

Светская беседа имеет свои законы. Главное – она должна быть нейтральной, спокойной, легкой, никого не задевать и не провоцировать споров. Не стоит высказывать свое мнение слишком категорично, особенно, если оно отрицательное.

Хорошие темы – это спорт, хобби, интересные события, путешествия и местные пейзажи., домашние животные Можно говорить о своей профессии – но ненавязчиво, чтобы собеседнику не было скучно. Ну и, конечно, неизменная тема для светской беседы – это погода.

А о чем говорить нельзя? Вот общие правила, для всех стран и народов: воспитанный человек старается не говорить о себе. Даже если вас об этом попросили, надо вскоре перевести разговор на другую тему. Не стоит говорить о болезнях, проблемах, горе, смерти, конфликтах, а также о доходах, дороговизне и вообще о деньгах.

Избегайте разговоров о политике, а также о вере и религии. Особенно это важно, если вы не знаете убеждений и взглядов собеседников. Необдуманная реплика может задеть или даже оскорбить кого-либо из присутствующих и вынудить его вступить в спор.

Старайтесь не обсуждать других людей и их проблемы. Никогда не спрашивайте собеседника о возрасте или должностном ранге. Не просите профессионального совета у специалиста. Это все считается неприличным.

Кроме того, в культуре каждой страны есть свой список запретных тем.

Например, во Франции нельзя говорить о Второй мировой войне и особенно – о немецкой оккупации. Годы оккупации были ударом по гордости, патриотизму и престижу французов. Нельзя критиковать Наполеона, поскольку французы относятся к нему с огромным уважением.

В Германии также нельзя говорить о Второй мировой войне и разделе страны, упоминать Гитлера, нацистов, евреев и свастику.

Вообще тема войны до сих пор острая и болезненная во всех европейских странах и лучше ее не касаться.

В Италии запретные темы – это семейные отношения и политика. Для большинства итальянцев футбол – очень важная часть жизни, поэтому нельзя отзываться о футболе небрежно или негативно.

В Великобритании после рабочего дня о делах говорить не принято. Светская беседа отличается крайней сдержанностью и даже холодностью. Кстати, никогда не называйте британцев англичанами, а страну – Англией.

В Финляндии никогда не говорите о своих и, тем более, о чужих проблемах. Финны считают, что для решения проблем есть специальные службы, а навязывать рассказ о своих бедах чужому человеку некорректно. Для русского человека – наоборот, свои и чужие проблемы – это любимая тема для разговора, однако для финна это звучит как нытье и жалобы. Жители Суоми вообще избегают оценки собеседника и никогда не комментируют его дела. Об отсутствующих тоже говорить не принято – ни положительно, ни отрицательно.

12

Когда вы ссоритесь...

Когда вы ссоритесь с любимым человеком или с подругой (другом), то в тот момент совершенно не задумываетесь над словами – они сами собой складываются в отточенные и оттого вдвойне обидные фразы. А вот теперь вы остыли и понимаете, что надо принести извинения, наладить отношения.… Но почему-то теперь в голову не приходят красивые формулировки.

С чего же начать разговор, чтобы обиженный спокойно вас выслушал, а не осыпал упреками, чтобы сразу улыбнулся, а не отвернулся? Или, может быть, лучше вообще не поднимать щекотливую тему – ведь близкий человек поймет вас без лишних слов?

Способ 1. Оптимистический. Многим людям настолько трудно даются извинения, что они вообще предпочитают изображать святую невинность: «А разве что-то случилось? Да ладно, уже давно проехали!» столкнувшись с разобиженным вами человеком в коридоре, вы можете как ни в чем не бывало сказать: «О, привет, выглядишь замечательно! Умоляю, пошли скорее в кафе, а то я сейчас умру от голода!» Неужели этот человек такой занудный, что будет продолжать дуться?

Действительно, после такого бурного приветствия как-то глупо и неудобно возвращаться к вчерашним разногласиям. Так что этот способ часто срабатывает. В результате вы избавлены от взаимных претензий и обвинений. Настроение отличное, на душе легко. И всё это при минимуме затрат. Но не стоит прибегать к подобному способу постоянно. Ведь спорная ситуация так и будет неразрешенной. Конечно, если повод для ссоры был ерундовым, он быстро забудется, раны затянутся.

А если нет? Тогда на душе останется неприятный осадок. Вполне возможно, что вы когда-нибудь услышите все претензии, которые накопились у близкого вам человека, — принцип «за давностью лет» в межличностных отношениях работает далеко не всегда. Хотите получить такой неприятный сюрприз? К тому же, решив замалчивать проблему, вы выглядите человеком, который не придаёт большого значения чувствам близких.

Поэтому даже если обиженный вами подыгрывает вам и ничем не выдает своей обиды, лучше всего найти минутку, чтобы сказать: «Я очень переживаю. Пожалуйста, прости, если я задел тебя».

Способ 2. Продвинутый. Сейчас очень популярно общение посредством SMS-ок и сообщений по электронной почте. Кажется, что эти средства связи способны прийти на выручку и в таких деликатных случаях. Когда просишь прощения в письме, вам при этом не надо смотреть в глаза обиженному человеку, а значит, вы избавлены от сильных уколов вины. Никто не перебивает и не останавливает. К тому же есть возможность хорошо подумать над текстом, несколько раз отредактировать его. Нажали на клавишу »отправить» и расслабились – теперь можно отключиться и заняться своими делами, пока адресат не соизволит черкнуть вам что-нибудь в ответ…

А если не соизволит? Вот и майся тогда: то ли твои извинения не приняты, то ли сообщение вообще не дошло, то ли у человека не было времени ответить. Запомните: подобные способы общения не подходят для серьезного выяснения отношения. Получается, вы считаете близкого человека недостаточно важной персоной, чтобы удостоить личной аудиенции. А это сразу обесценивает самые витиеватые извинения. К тому же электронные послания не передают все оттенки интонации: вдруг ваша вежливая фраза покажется слишком равнодушной? Адресат сможет усмотреть в ней и издевательский подтекст. Даже поставленный в конце текста миролюбивый смайлик может показаться язвительным.

Способ 3. Универсальный. А рецепт предельно простой – найдите в себе силы подойти первыми и начать этот трудный разговор. Поверьте, каждый взрослый понимает, как это непросто сделать, и то, что вы все-таки отважились, уже говорит в вашу пользу. Главное избегайте громких, театральных фраз. Объясните, что вы не хотели задеть чужие чувства. И даже если вы по-прежнему придерживаетесь разных точек зрения на предмет спора, предложите установить перемирие. То, что каждый остается при своем мнении, не должно помешать хорошим отношениям.

Если ваши слова и поступки привели к неприятным последствиям, попробуйте найти какой-то способ исправить ситуацию, уменьшить потери пострадавшей стороны. Это как раз тот случай, когда поступки важнее слов.
Извинения приняты, но вы видите, что обида была очень сильной? Доверия к вам подорвано? Важно показать человеку, что вы искренне хотите наладить отношения.

Хотя бы первое время после разговора будьте особенно чуткими, внимательными, оказывайте поддержку.


Вы здесь » Компьютерный форум INN » Флейм » Основы современного этикета